Современная школа настолько отличается от школы 10-ти летней давности, как новая модель смартфона – от кнопочной «раскладушки». Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» запущен в России в 2019 году. Результаты его реализации были продемонстрированы на выездном совещании в гимназии № 1 в поселке Мулино Володарского района. Гости и журналисты на деле убедились: учиться стало интереснее и безопаснее. А учить – удобнее и эффективнее.
Текст: Татьяна Антропова
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это не только высокоскоростной интернет, это комплекс технолгических средств, обеспечивающих быстрый доступ к образовательному контенту.
В Мулинской гимназии работают 39 точек Wi-Fi, они установлены в каждом классе. Интернет «белый», – то есть, защищенный от нежелательного контента. Подключиться к сети можно с любого устройства. Кабинеты оборудованы интерактивными панелями, электронными досками, проекторами, ноутбуками.
Вот, к примеру, идет факультативное занятие «Музеи мира». Дети отправляются в виртуальное путешествие по выставкам, подробно знакомятся с экспонатами. В формате 3D легко рассмотреть каждый объект детально. А все благодаря цифровым возможностям, и это только верхушка айсберга.
Оксана Андроник, директор МАОУ «Гимназия №1»: «Цифровые образовательные платформы активно используются в учебном процессе. Электронный дневник – один из ключевых элементов цифровой образовательной среды. Учителя пользуются ресурсом в реальном времени: отмечают отсутствующих, ставят оценки, записывают задания на дом. С внедрением электронных сервисов стало меньше бумажной работы, снизилась нагрузка на учителей и улучшилось взаимодействие всех участников образовательного процесса».
«Будущее за технологиями, и цифровизация системы образования должна продолжаться», – уверена ученица гимназии Екатерина Переведенцева. В приватной беседе ребята сообщили, что контроль за ними усилился и многие уловки не срабатывают: дневник не спрячешь, страницу из него не вырвешь, и карантин теперь – не повод, чтобы не учиться.
Еще один существенный плюс нововведения – это повышение безопасности. В здании установлено внутреннее и внешнее видеонаблюдение, записи осуществляются в голосовом и видеоформате даже при отключении электричества. Информация хранится 31 день.
Мулинская гимназия – одно из 579 учебных заведений, участвующих в региональном проекте. 160 из них находятся в Нижнем Новгороде и 419 — в области. А всего ЦОС реализован в 24 субъектах РФ. Нижегородская область вошла в четверку регионов, где программа выполнена в наиболее полном объеме.
«Высокого результата нам удалось достичь благодаря слаженной работе команды исполнителя и раннему вхождению в проект, – рассказал министр цифрового развития и связи Нижегородской области Александр Синелобов. – Мы были одним из шестнадцати регионов страны, где проект создания цифровой образовательной среды стартовал еще в 2021 году. Сейчас программа обновляется, разрабатывается новая концепция, и в ближайшее время у нас будет понимание, когда мы сможем дооснастить школы, пока не вошедшие в проект. Нет сомнения, что «Цифровая образовательная среда» – это один из самых масштабных федеральных проектов, направленных на развитие учебных заведений».
Задачу по техническому оснащению школ взял на себя «Ростелеком»: распоряжением Правительства РФ[1] оператор назначен единственным исполнителем работ по формированию устойчивой ИКТ-инфраструктуры в общеобразовательных организациях.
Точками доступа Wi-Fi оснащено 570 учебных кабинетов в 687 зданиях. Смонтировано свыше 22 тысяч единиц оборудования. Установлено более 2,6 тыс. камер видеонаблюдения. Протянуто более 1,6 тыс. километров кабеля.
«Для “Ростелекома” это беспрецедентный по объемам работ проект. В его реализации участвовали 60 бригад, – рассказывает вице-президент, директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Петров. – Цифровизацию полностью профинансировало Министерство цифрового развития РФ, от школ вложений не потребовалось».
Все оборудование, поставленное ПАО «Ростелеком», находится на гарантии, и сейчас на уровне министерства цифрового развития Нижегородской области решается вопрос о сервисном контракте на его обслуживание.
Кроме Нижегородской области проект «Цифровая образовательная среда» реализован еще в 23 субъектах РФ: Алтайском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, республиках Башкортостан, Дагестан и Татарстан, Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Тюменской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Санкт-Петербурге.
[1] Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2021 № 713-р.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.